Великий Гэтсби. Реквием Американской мечте.

Для меня, «Великий Гэтсби», не просто часть Золотой Американской Классики, это еще и очень личная история. Я бы рекомендовал сходить на этот фильм всем, но в первую очередь молодежи. Пусть посмотрят, что происходит с людьми, у которых очень много денег, и масса свободного времени, чтобы их тратить. У бедняка, полностью поглощенного физическим выживанием, в голове одна мысль: что я буду есть на завтрак. Но когда морали нет, работать не надо, а денег до неприличия много, то остается только одно – развлекаться.

История, однако, показывает, что ни один, даже самый здоровый человек, не выдержит жизни состоящий из бесконечных танцев, выпивки и любовных интриг. Поэтому, ныряя в омут удовольствий и наслаждений, нужно знать, что не всем удается вынырнуть из него живыми. А потом, после всей этой вакханалии развлечений и безудержного потребления, обязательно наступает кризис, с той же неизбежностью что и похмелье после гулянки. И фильм показывает это предельно ясно. Для Джея Гэтсби, таким кризисом была смерть, а для Дэзи Бьюкенен – разбитые мечты. Это справедливо как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для Америки времен Фицджеральда, похмельем была Великая Депрессия, а для современной России, это кризис в котором мы пребываем сегодня. И фильм, иллюстрирует это со всей очевидностью.

Некоторые упрекают создателей фильма в гротеске, а также излишнем буйстве красок. Возможно это так, но вы когда ни будь, напивались на безумной вечеринке? Если нет, благодарите Бога. А вот я напивался. Правда, очень давно. И поверьте мне, ощущения переданы очень точно. Может быть, в Веселом поселке, где я вырос, на вечеринках, конфетти с небес и не сыпалось, зато частенько летели искры из глаз.

Весь фильм снят в форме рассказа, который ведется от лица страдающего алкоголизмом писателя, Ника Кэррэуэя, которого играет Тоби Магуайр. Он лежит в клинике, и нарколог советует ему, написать об истоках своего недуга. Критика многократно упрекала создателей фильма в отступлении от буквы романа: там, мол, рассказчик не лечится от пьянства. Упреки эти скорее от незнания. Действительно, в романе, Ник Кэррэуэй не страдает от алкоголизма, зато от него лечился Френсис Фицджеральд, автор романа Великий Гэтсби. Там побывал, и еще один близкий для меня человек – мой отец; несостоявшийся певец, непризнанный поэт, и запойный пьяница, избавившейся от зависимости только в лоне Церкви.

Некоторые критики, ставят в упрек Тоби Магуайру, его удивленно - отстраненное выражение лица, но я считаю, что это лучшая из сыгранных им ролей. Ведь настроение передано удивительно точно. Именно так и должно выглядеть лицо человека, которому довелось быть самым вменяемым на безумном празднике жизни в «Эпоху джаза». Именно с таким выражением лица, мой отец рассказывал мне истории своей юности, а я, слушая их, лишь удивлялся, как он вообще остался в живых.

В фильме, как и в любой трагедии, в центре сюжета - страдания и смерть главного героя. А в том, что это настоящая трагедия, в самом высоком, Аристотелевском смысле этого слова, сомневаться не приходится. Гибель Джея Гэтсби предрешена, и это очевидно для любого беспристрастного зрителя. Гэтсби движется ей навстречу, хотя ему кажется, что он идет к своей мечте.

Говоря о фильме нельзя ни отметить игру Леонардо Ди Каприо, артиста с огромным драматический диапазоном. Сыграть человека, имеющего "дар надежды", и при этом глубоко трагического, это очень интересная и одновременно трудная актерская задача. И надо сказать, выполненная блестяще. Будет вполне справедливо, если Американская киноакадемия отметит эту роль «Оскаром». На «Оскара», также могут претендовать костюмы и декорации, очень точно отразившие дух времени, «Ревущие двадцатые», золотую обертку роскошного века, под которой лишь пустота и смерть. Создателям фильма удалось показать трагедию целой эпохи, где под жаждой денег и развлечений скрывается душевный надлом и одиночество.

Для меня этот фильм это еще и глубоко личная история, проводящая трагические параллели. Дело в том, что больше половины мальчиков из моего класса, давно покоятся на кладбище. И если Гэтсби убила неразделенная любовь, шальные деньги и сухой закон, то у моих ровесников все было гораздо проще. Героин оптом и в розницу и печально известный "Рынок на Дыбенко", убивали быстрее и прозаичнее.

И те и другие были молодыми и беззаботными гедонистами. И те и другие пытались воплотить в жизнь свою мечту, Российскую или Американскую, без разницы. И те и другие не верили ни в Бога, ни в чёрта. И те и другие мертвы. И когда смерть ставит точку в судьбе человека, превращая ее в биографию, не важно, сколько человек кутило на твоих вечеринках, важно, сколько людей идут за гробом, на твоих похоронах. За гробом Гэтсби не шел ни кто…

А что же Господь? Он видимым образом присутствует в фильме, глядя на людей, погибающих в грехах. Его взор олицетворяет огромные глаза доктора Эклберга, взирающие с рекламного плаката над Долиной Шлака, гигантской свалкой вобравшей в себя всю грязь Нью-Йорка. Господь полон сострадания, Он может помочь, но ни один из героев фильма к Нему не обращается. Они предпочитают страдать и умирать в одиночестве. Прямо как в Библии: «Он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется». Притчи 5 : 23

P. S. При затратах чуть более 100 млн., что очень много для драмы, фильм собрал в прокате более 300 миллионов.

Антон Абрамов - второй пастор церкви "Неемия"