Наталья Денисова: Единение — это когда жизнь из одного сердца переливается в другое

Valckenborch tower babel 888x544

День общего языка, который отметят 18 августа во всем мире, призывает нас обратить внимание на людей другой культуры и жизненного уклада. И находить точки соприкосновения в общении с теми, с кем еще не получалось найти общий язык.

День отсылает нас к библейской истории о строительстве Вавилонской башни. После потопа люди стали расселяться по земле и набрели на одну равнину. Там освоили производство кирпичей и решили построить город и башню высотой до небес, тем самым прославив себя в веках. Люди хотели жить вместе и не расселяться по всей земле. Ранее Бог говорил людям населять всю землю, а не оставаться в одном месте. Он увидел амбициозный проект, который к тому времени имел гигантские масштабы, спустился и смешал их язык так, что строители перестали понимать друг друга. Так появились языковые группы и люди рассеялись.

Иудейские раввины уточняют, что слово «смешать» по отношению к единственному на земле языку имеет не совсем понятный смысл, потому что смешать обычно можно несколько составляющих, а не одно. Они приходят к выводу, что Бог испортил этот единственный язык и раздробил его на части: каждому народу по части языка, которой они научились обходиться.

Вавилонская башня показана в Библии как прообраз.

Некоторые учёные сравнивают форму башни с жертвенным языческим алтарём. Люди строили её не для Бога, а вопреки Ему. Это был глобальный проект по объединению, который занял бы делом несколько поколений. Это была идея фикс, которая смещала фокус с Бога-Творца на дела рук человека творящего, на «служение во благо народа». Строительство башни стало идолом: построение собственного имени, репутации, тщеславие, самоправедность и всё такое.

Когда в Ветхом Завете Бог говорил соорудить Ему жертвенник, то просил сделать это из камней неотёсанных, в их естественном состоянии. Это требовало большего труда и времени, потому что для каждого камня нужно было подобрать место, чтобы они хорошо встали друг с другом, я бы даже сказала, найти их призвание. Кирпичи Вавилонской башни, которые были одинаково ровными, могли быстро занять любое место в строении. «Конвейер разнорабочих». Соответственно, и темпы строительства тоже отличались в разы.

В Новом Завете верующие названы живыми камнями, которые выстраиваются между собой в Дом Божий. Даже Иисус назван Краеугольным Камнем. А отёсанный камень — символ внешнего бесплодного благочестия. Жертвенник Божий и Вавилонская башня — это прообразы двух структур единства, которое достигается либо через различия с использованием преимуществ, либо посредством устранения различий насильственными методами (страхом, манипуляцией, чувством вины, осуждением и др.). Эгоизм — это не просто жить как хочешь, а заставить других жить так, как ты хочешь. Контроль над жизнью других классифицируется Писанием как колдовство.

Люди объединяются вокруг идей, харизматичных лидеров, против кого-то или за что-то. Различные компании и организации проводят тимбилдинги, чтобы соединить людей на душевном уровне и повысить результативность работы.

Призывает ли празднование Дня общего языка к тому, чтобы мы снова пришли к общности и единомыслию как строители башни до момента рассеяния по земле? Такое единство было разрушено Богом из-за неправильных мотивов и цели. Или всё-таки День общего языка мы встретим с теми, кто говорит и думает как мы, и двигается с нами в одном направлении.

Объединить могут сплетни, домыслы, зависть, недовольство, ненависть, осуждение. Такое общение оставляет после себя чувство, как будто вся компания вымазалась чем-то липким, что склеило их между собой. Это так сильно напоминает мне ленту-ловушку для мух. С каждым движением муха всё больше покрывается липкой субстанцией, которая не даёт выбраться. Подобное объединение приносит горькие плоды в сердце. Это можно назвать не божьими душевными связями. Позывы к такому общению продиктованы не любовью.

В какой-то момент некоторые люди чувствуют себя отделёнными от всего. Они понимают, что им не интересны разговоры о проектах, делах, недвижимости, бизнесе и служении, отдыхе, машинах и гаджетах, о фильмах, политике и образовании, о чьих-то любовных похождениях, успехах детей и отношениях с родными, ценах, брендах, скидках и распродажах. Им становится неинтересно обсуждать чьи-то взлёты и падения, моральные качества и «как же он так мог?!» Это всё становится неважным, когда Бог ведёт на глубину отношений с Ним.

Кажется, что ты в скафандре и потерял общий язык со всем миром. Это не значит, что ты перестал вдруг телом жить на земле, кушать и работать, решать повседневные задачи. И ты, конечно же, общаешься с людьми на разные темы. Но духом ты уже поселился на небе, там твои мысли и сердце. И когда ты находишь таких же товарищей в «скафандрах», вы садитесь в одну «ракету», запоями общаетесь о сверхъестественном Боге и рассуждаете над Писанием, и это уносит вас далеко от земных проблем, где ничего уже не кажется невозможным. Вы соединяетесь на уровне духа, осознаёте Его присутствие среди вас и в вас.

Вот именно так Господь и созидает Свой храм из живых камней, взаимоскрепляющих связей, которые как кусочки пазла подходят друг к другу.

В нас есть небесное, что этот мир и плотские христиане либо ищут, либо не понимают, либо ненавидят. Люди помещают Бога в коробочку своих представлений и предрассудков, поэтому о таком боге, созданном их собственным разумом, им разговаривать неинтересно, потому что его постоянно нужно защищать. Когда ты выбираешься из этой коробочки, получаешь откровение об Иисусе Христе и о том, кто ты есть в Нём, то становишься чужим и непонятным для многих людей. Но в то же самое время ты не можешь уже об этом молчать, послание Евангелия горит внутри тебя, изнутри распирает Счастливая Новость, которой ты хочешь делиться. Так росла первая церковь. Человек ощущает одиночество и пустоту, когда не вошёл в союз и общение Божественных Личностей: Отца, Сына и Святого Духа. Бог являет Себя в единстве Тела, состоящего из верующих.

Единение — это не короткие моменты ощущения душевной теплоты, быстрый обмен улыбками и наплыв вежливости, больше похожий на сервис в кафе: «Мы так рады видеть вас! Приходите к нам ещё». Единение требует внутренней силы, желания принимать другого. Единение сердец — это когда жизнь из одного сердца переливается в другое.

Бог, изливая Свою жизнь в нас, сначала восстанавливает способность единения с Ним и нас самих с собой, а потом и с окружающими.

В Библии написано, чтобы мы имели мир со всеми, насколько это возможно с нашей стороны. И в то же время, чтобы мы не теряли собственного мира, когда нас принимать не будут. Мы должны избегать общества равнодушных, лукавых и циничных, чтобы и самим в их окружении не стать такими же. И не игнорировать раненых, запутавшихся, неудобных людей, которым мы можем послужить.

По материалам газеты "Вера и общество"