Левиафан страха, на самом деле, мёртв

leviafan

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Первое послание Иоанна 4:18

В прокат фильм должен выйти 5 февраля, но уже сейчас в интернет кто-то слил качественную пиратскую копию. Протестующие против фильма, кстати, не признаются, что нелегально посмотрели фильм, однако еще большее удивление вызывают их соображения в духе гонений на Пастернака: «Книгу не читал, но осуждаю».

Впрочем, для нашего текста это не важно. Важна аллюзия на библейскую книгу Иова.

Но в начале сюжет. Мэр-коррупционер пытается изъять дом автослесаря Николая на берегу Баренцева моря неподалеку от города Прибрежный. По всей видимости, его дом — остатки некогда большого поселка. На стороне мэра оказываются все правоохранительные и судебные органы городка. Николаю не может помочь даже его друг, столичный адвокат Дмитрий — суд проигран. Папка с компроматом также не оказала должного воздействия на мэра: вначале он напуган, но заручившись поддержкой местных силовиков и получив благословение применить силу от церковного иерарха, вместе с бандитами на муниципальной службе в безлюдном месте запугивает адвоката. Дмитрий вынужден уехать, тем более Николай рассорился с другом из-за измены жены.

Николай прощает Лилию, но на следующий день она бросается в море из-за ссоры с пасынком Романом. Впрочем, обстоятельства её смерти остаются для зрителя неясными. Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги, суд осуждает его на 15 лет. Дом Николая разрушают экскаватором, а на его месте строят большой храм.

История библейского Иова, по некоторым исследованиям, относится к домоисеевым временам, когда иудеи были в египетском рабстве, и ещё не было закона. Жил Иов в стране Уз, северной части Аравии, в богатстве, имел семерых сыновей и трёх дочерей.

Имя Иов переводится с еврейского как «удручённый» и «гонимый». По навету сатаны, утверждавшему, что Иов праведен, потому что благополучен, Бог допустил в жизнь Иова бедствия: библейский герой лишился своего богатства, дети погибли, а сам Иов покрылся проказой. Его друзья посчитали, что страдания пришли из-за греха Иова, но Иов был праведником.

В то же самое время героя Звягинцева праведником вряд ли назовёшь. Николай обычный человек со своими страстями и пристрастиями, особенно к алкоголю. При этом он не лишён и хороших человеческих качеств: очень любит сына и жену, прощает её измену.

Отсыл к библейским символам должен был сделать фильм философской притчей. И связь с вечной книгой придала бы фильму масштабность и эпичность. Но притчи не получилось, собственно, нет загадок, никакого иносказания. Звягинцев показал все то, что нам давно известно. И вот это вызвало протест: тяжело смотреть на себя со стороны. Итак, «Левиафан» — не притча, а остросоциальная драма, и такой её делает социальный конфликт: репрессивный механизм власти заработал по прихоти одного чиновника. Его характер, кстати, не так однозначен, это не просто властный самодур. Богатство на Руси считалось делом грешным, зачастую так оно и приобреталось, поэтому высшие сословия щедро жертвовали на церковь, тем самым пытаясь заработать прощение. Иногда купцы даже соревновались в том, кто больше и богаче церковь построит. В фильме «Золото», кстати, герой Сергея Безрукова купец Гордей Брагин тоже дает деньги на церковь, но там именно жадность не даёт ему закончить начатое строительство.

Важно понимать, что фильм не антицерковный, фильм антиклерикальный. Вместе с высокопоставленным иерархом, благословляющим преступления мэра, в фильме показан священник, покупающий в местном магазине хлеб, целый мешок. Это образ пастыря, который не оставляет без духовного хлеба своих прихожан. Именно он рассказывает герою историю Иова, призывает смириться, потому что не поймать удой левиафана.

Название фильма также соотносят с другим левиафаном — сочинением Томаса Гоббса 1651 года «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан-государство философа Томаса Гоббса едино в одном лице (индивидуальные права множества переданы одному лицу) и создано искусственно. Гоббс исходит из предпосылок Макиавелли о том, что истоки власти изначально насильственные и несправедливые. Новый порядок, по Гоббсу, основан не на стремлении к благу, как считал Аристотель, а на стремлении избежать зло. Государство-Левиафан Гоббса наделено безграничной властью, подавляет права одного человека ради интересов и безопасности всего общества. Это государство, основано на страхе, в отличие от Царства Небесного, основанного на любви. Из страха на Николая дают показания все его друзья.

Но такой левиафан, оставляет нам единственную подсказку-намёк режиссёр, на самом деле, мёртв, на берег вынесло лишь скелет.

Андрей Дербенев

источник: http://vk.com/veraiobcestvo/